Наиболее знаменитым и узнаваемым символом Москвы были и есть "Сталинские высотки". Советские многоэтажки, которые смело носили названием «небоскребов» должны были быть символом восстановления СССР после тяжелой войны, народного единства, превосходства советской власти над капитализмом. Зарубежные путеводители для туристов называют эти дома «семь сестёр», которые схожи между собой архитектурным стилем, но отличающиеся по деталям и особенностям. Эти строения определили весь архитектурный стиль столицы на многие годы.
7 сталинских высоток – самые известные здания столицы, построенные в ХХ веке в стиле ампира. Планировалось, что архитектурные сооружения продемонстрируют достижения советских инженеров и строителей.
Исходя из первоначального плана строительства, количество высоток должно было быть 8, формируя круг, центром которого должно было стать девятое сооружение – Дворец Советов. Это по-настоящему грандиозный проект, поражающий своим масштабом: 420-метровый исполин должен был украшать монумент Ленина, достигающий в длину до ста метров, что больше футбольного поля. Сталин планировал возвести там зал заседаний и центральную библиотеку.
«Простертая над Москвой рука статуи будет иметь в длину почти 30 м. Длина указательного пальца будет около 4 м. В прекрасную солнечную погоду, Ленина будет видно на расстоянии нескольких километров», - так грандиозно говорилось о проекте.
К возведению Дворца Советов приступили в 1937 году на месте когда-то существовавшего Храма Христа спасителя, однако начавшаяся Великая Отечественная Война переиграла все планы на свой лад и процесс строительства был свернут.
Еще одним недостроенным проектом является высотка в парке Зарядье. Административное здание около 300 метров в высоту с более чем 30 этажами стало финальным сооружением – центральным из восьми небоскребов, которые были заложены к празднику 800 лет со дня основания Москвы.
В восьмом небоскребе было запланировано расположить Наркомат тяжелого машиностроения СССР. Однако, реализации проекта помешала смерть И.В. Сталина. Стоит отметить, что работы были почти уже завершены весной 1953 года, а в период 1963-1967 в стенах стилобата была построена и открыта гостиница «Россия».
Проектные работы остальных семи небоскребов были перенесены в жизнь. Сейчас, у каждого туриста и жителя Москвы есть великая возможность любоваться этими вершинами и испытывать гордость за отечественное строительство в стиле «сталинского ампира».
Высота здания составляет около 200 метров. В центральном здании располагаются 27 этажей с рабочими лифтами в количестве 28-ми штук. К слову, 18 из них – современные, скоростного формата.
Изначально, по проекту конструирования здания МИД, шпиль на крыше отсутствовал. Вместо него, конструкторы предполагали разместить ряд зубцов с обелисками по углам. К концу 1951 года строительство здания было на завершающем этапе. Подтверждением этому была надпись на стене самой высотки.
Среди Москвичей гуляет легенда, которая раскрывает секрет появления незапланированного шпиля. В процессе строительства мимо проезжал Сталин, и обратив внимание на здание отметил, что для классической русской архитектуры характерно наличие остроконечных конструкций. В срочном порядке было выполнено проектирование шпиля, который выступал в качестве декоративного элемента здания, выполненного из стальных листов, окрашенных охрой. Вес сооружения составил около 350 метров, а высота – 56 метров. Хрупкость элемента на крыше здания МИДа сделало его единственной высоткой сталинского времени, которую не украшает пятиконечная звезда.
Высотное здание было задумано как «город в городе» в период 1938—1940 и 1948—1952 годах.
Центральный корпус высотки состоит из 32 этажей, а общая высота здания составляет 177 метров. Изначально задумывалось выстроить 540 квартир с дополнительными боковыми этажами. Архитектурно особенностью сталинских построек считалось наличие черных выходов из квартир на лестницу. Квартиры сдавались уже с отделкой, на кухне был электрический холодильник, мебель и даже мойка с автоматической дробилкой остатков пищи и отходов. На самих кухнях были вмонтированы люки трубопровода, исключающие постоянный выход на улицу для утилизации.
Двор домов украшали фонтан и сквер с клумбами цветов. На нижнем, подземном этаже располагалась парковка на более чем 200 машин собственников и гостей.
В жилом корпусе было сосредоточено все что нужно для качественной жизни, мечты людей о собственной Москве под рукой были воплощены в реальность. В жилом комплексе было все: магазины с ассортиментов всех продуктов и товаров, библиотека, детский сад, школа и небольшой кинотеатр. Можно даже было не выезжать особо за пределы собственного двора, чтобы отдохнуть.
Актриса Фаина Раневская, которой принадлежала двухкомнатная квартира на втором этаже этого комплекса, не раз упоминала о том, что живет с постоянным ощущением «хлеба и зрелищ». Кинотеатр под боком и ароматная выпечка и в правду можно было трактовать именно так.
В 1953 году началось первое заселение жильцов в корпуса, которыми стали люди высокого ранга: архитекторы, деятели искусств, политики, военные. Это придавало высокий статус постройке, подчеркивая ее элитарность.
Внушительное количество квартир было получено в центральном корпусе А, там расположились чиновники и сотрудники НКВД-МВД, так как они курировали процесс строительства. Корпусы Б и В заняли ученые и старшие научные сотрудники, отличившиеся внесением вклада в развитие страны и работавшие под руководством Лаврентия Берии.
Что примечательно, корпус высотной постройки украшают скульптуры. Наиболее запоминающейся считается изображение комсомолки в разорванном платье с открытым бюстом (на фото ниже).
Сегодня, в квартирах на Котельнической набережной проживают потомки известных личностей, которые ранее пребывали в стенах этого прекрасного здания или те, кому удалось приобрести жилье в этом историческом, красивом доме.
Такое длинное название носит высотная постройка, реализованная в период 1947-1953 годы.
Центральный корпус изначально был предназначен для расположения учреждения правительственного значения с боковыми строениями жилого назначения – около 276 квартир различной квадратурой. В некоторых пятикомнатных квартирах имелась комната для домашнего персонала.
Из-за особенностей земляного покрова на месте строительства, состоящего из суглинков, супеси, песка, была впервые применена техника заморозки плывунных грунтов. Советские инженеры постарались и вывели особенную технологию, так как параллельно осуществлялось строительство метро в цокольной части этого же жилого дома. Левое крыло здания было запланировано возвести над веткой метрополитена.
Для реализации проекта был необходимо вырыть огромный котлован общей площадью 1200 м2. А для безопасности строящегося объекта было решено заморозить грунт по всему периметру и уже после этого начинать возведение фундамента и первого каркаса жилого массива.
Проблема заключалась в том, что после заморозки грунт мог оттаять и опуститься вместе со зданием, дать усадку. Для минимизации рисков, инженеры-проектировщики пошли на риск и отклонились от постройки вертикали на 16 сантиметров в противоположную сторону. Визуально наклон был сильно заметен, и потенциальные жильцы дома одолели комитет градостроительства своими заявками и бдительными запросами. Сложно представить, сколько нервов и сил было приложено конструкторами и архитекторами отбиться от проверок. Однако, после усадки, которая была предугадана строителями, здание заняло строго вертикальное положение, и далее процесс уже не пошел.
Жильцами дома на площади Красных ворот стали деятели искусства, образования. Науки, медицины, а также сотрудники Министерства путей сообщения.
Вплоть до 1950-х место, где сейчас располагается Кудринская площадь считалась окраиной Москвы. Высотным завершением этого района была церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Кудрине — храм XVII века , разрушенный в перед началом войны. На месте разрушений было принято решение возвести высотное, жилое здание. Так как земля имела небольшой наклон, предварительно все пришлось разравнять и укрепить подстил. Дворик и сквер были укреплены стенами из гранита высотой до 5-ти метров.
Центральный корпус дома имел 33 этажа, 22 из которых были жилого назначения, два служебных, два подвальных и остальные приходились на технические этажи. Для жильцов предоставлялось 450 квартир для заселения.
Помимо квартир, два нижних этажа занимали общественно-важные заведения. Рядом с лифтами был отдельный тамбур для хранения вещей жильцов: велосипедов, колясок, санок и тд. Благодаря огромной территории постройки, на первом этаже было решено расположить «Гастроном №15», ставший крупнейшим в городе по площади – почти 600 квадратных метров. Количество работников магазина – 124 человека. Помимо этого, в доме функционировал кинотеатр на два зала «Пламя» на 540 мест, парикмахерская, ателье по пошиву и ремонту одежды, почтовое отделение и диетическое кафе.
Согласно Советской, общепринятой традиции, жильцами дома стали выдающиеся деятели того времени: члены ЦК КПСС, заслуженные артисты, лауреаты научных премий и известные люди современности.
Однако, жильцы утверждают, что в доме находились даже коммунальные квартиры, а на 19 этаже и вовсе расположилась боковая пристройка для персонала, обслуживающего дом: дворники, сантехники, уборщицы, вахтерши и тд. Примечательно, что дворниками в том время трудились исключительно татары, удивительно. Этот факт подтверждает даже известный фильм «Покровские ворота», в котором дворника звали Азиз.
Здание открыло свои двери для посетителей 1 ноября 1953 года. Постройка достигает в высоту 140 метров.
Территория, выделенная под реализацию проекта в районе Каланчевки, состояла из плывучей насыпи, так как в древние времени под этим местом протекали реки Рыбинка и Чечера. Инженеры применили свои технологии уплотнения фундамента путем вибронабивки искусственных свайных соединений.
Внешний архитектурный вид выполнен на средневековый манер с исполнении – русское зодчество. Как отмечают современные ценители искусства, палитра красно-бело-золотистых цветов напоминает любимое сочетание древнерусских творцов. Кстати, центральная секция Кремлевских башен отдаленно напоминает тот же стиль.
Внутренняя отделка интерьера скопирована с образов допетровских зданий, церквей и монументальных зданий. Холл гостиницы отделан декоративными элементами золота с алтарной нишей в потолке. В оформлении внутреннего интерьера было решено использовать исторически-важные события России. Первый этаж украшают медальоны с изображением Картины Куликовского поля и Ледового побоища.
В 1955 г. гостиница "Ленинградская" открыла свои двери для гостей. К моменту открытия в здании функционировало 330 номеров. Удачное расположение, красивый вид в разные стороны привлекали иностранных туристов и сделали гостиницу популярным местом пребывания на территории СССР. Большинство исторических центров Москвы можно было наблюдать, выйдя на балконы номеров.
В советский период гостиница «Ленинградская» занимала ведущее место среди мет отдыха и пребывания туристов, деятелей искусств из-за рубежа в стране.
Считается, что дверь-вертушка – это первый механизм подобного рода в СССР, разработкой которой занимались конструкторы нескольких НИИ. Эта конструкция по праву занимает статус исторического памятника, которая сохранила свою бесперебойную работу после реконструкции здания.
С 2008 года гостиница носит название "Хилтон Москва Ленинградская", у которой расположились 274 номера. Интересно, что 5 из них имеют историческую ценность и считаются «президентским люксом», остановиться в котором не так-то просто обычному человеку.
Имеет статус самой высокой постройки из задуманного проекта Сталинских высоток. Высота со шпилем достигает 240 метров с количеством этажей в 36 штук. Высота основания над уровнем моря — 194 м . проект реализован в период 1949—1953 годов. До 1990-хэто здание считалось самым высоким во всей Европе.
В начале 1951 года И.В. Сталин лично приехал проконтролировать процесс строительства, проверил выполнение работ в соответствии с планом, качество дорожного покрытия и озеленения территории. Постоянный контроль ведения строительства был закреплен за Интересный факт! Для реализации проекта было привлечено около 2000 заключенных, которые отбывали свой срок на исправительных работах. По итогам их работ было открыто три автономных здания для химического факультета, биотехнологического и факультета физической культуры. На 22-м этаже главного здания был сформирован пункт содержания рабочих лагеря на 700 человек для постоянной реализации отделочных работ.
Согласно выписке из газеты « Аргументы и Факты », строительство главного здания института МГУ было выделено более 2-х миллиардов советских рублей. Таких денег хватило бы на возведение целого городка на 50 000 жителей с пятиэтажными панельными домами, магазинами и культурными организациями.
Праздничное мероприятие к открытию основного корпуса состоялось 1 сентября 1953 года с шествием студентов и жителей столицы. А уже после обеда в стенах университета прошли первые занятия.
Так как здание считалось самым высоким в столице, в студенческом городке было решено разместить несколько смотровых площадок, вид с которых открывался замечательный. Стоит отметить, что верхняя обзорная точка располагается на 32 этаже высотного здания.
Что примечательно, на одной из башен можно визуально найти часы-чемпионы, которые по праву занимают первое место на территории Москвы по своему масштабу. Циферблат выполнен из нержавеющей стали, достигая в диаметре 10 метров. Стрелки часов не отстают по своим размерам: минутная - 8,2 метра, что вдвое больше основной кремлевской стрелки. Шпиль и остроконечная звезда покрыты платинами из желтого стекла, создавая визуальное ощущение, что украшения выполнены из золота.
Седьмое, завершающее здание из комплекса «сталинских Высоток» в Москве, расположенное на кутузовском проспекте. Реализация проекта осуществлялась в период 1953-1957 годах.
Здание, задуманное и реализованное в стиле ампир, имеет три корпуса. Центральный возвышается на 34 этажа высотой 206 метров с учетом шпиля на крыше дома. Боковые пристройки состоят из 205 квартир, которые стали предложением Н.С. Хрущева. Лицевая часть фасада «смотрит» на Москву-реку и центр города, вид непередаваемый. По итогам строительства, гостиница «Украина» считалась самым высоким зданием Европы (в рейтинге гостиниц).
Так как это заключительный этап реализации проекта Сталинских Высоток, то инженеры-конструкторы и архитекторы применили опыт прежних работ для оптимизации процесса строительства. Были оперативно реализованы все транспортные потоки по доставке материалов и грузов на рабочие площадки.
Торжественное открытие гостиницы пришлось на май 1971 года. Гостиница «Украина» имела статус престижного отеля, нацеленного на размещение иностранных туристов, деятелей искусств и коллегий, приехавших на конференцию. Сразу после открытия в ней расположились гости VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов.
Гостиница была знаменита на весь мир своей коллекцией картин, которые были размещены по холлам и коридорам в количестве 1000 полотен известных художников.
С период 2006-2010 годов в стенах здания проходила реконструкция, по результатам которой открылся отель «Рэдиссон Ройал, Москва» — считающаяся самой престижной в Москве.
В процессе реставрации реставрации было сохранено первоначальное обличие фрески, панно в вестибюле отеля.
Для туристов и посетителей отеля объектом восхищения является диорама «Москва-столица СССР», которая изображает исторический центр Москвы в масштабе 1:75 в первозданном виде (от 1977 года). В тот год, этот макет был создан для выставки в Америке на национальном мероприятии.
Всего было достроено 7 сестёр из всего списка сталинских высоток.
Расположение зданий можно посмотреть на карте ниже.
Сталинские высотки на карте Москвы (7 штук) – отличный туристический маршрут для москвичей и гостей города.
Погода в Москве