В середине сентября послы-французы были отозваны из двух стран для консультаций. Отменен был и торжественный вечер, который традиционно отмечался ежегодно в честь американо-французского альянса.
Дипломатическая напряженность возникла из-за разрыва австралийцами контракта, превышающего 50 млрд евро, заключенного в 2016 г. На основании переориентации на иной договор, теперь уже с американцами, был создан и трехсторонний пакт между Австралией, США, Англией.
Потому, несмотря на уверения Джонсона в неистребимой любви к Парижу, доставалось и англичанам, примкнувшим в недружественной конвенции.
Обиженные и сами с усами
Китай отреагировал на все происходящее крайне нервно. Ведь речь идет не только о передаче технологий, но и усилении противостояния в Южно-Китайском море.
Российские таблоиды вытащили из небытия историю с кораблями-вертолетоносцами. Бумеранг настиг тех, кто кинул Москву в 2015 г.
Явно намечавшееся обострение противоречий грозило расколоть ЕС, НАТО. Некоторые аналитики поговаривали, что это на руку Кремлю. Но правы были те, кто посчитал, что не стоит надеяться на усиление связей этих держав, во всяком случае, в ближайшем будущем.
По мнению высшего руководства Республики, давление администрации Байдена на союзников оказалось беспрецедентным. И до сих пор изучается всесторонне возникшая проблема, чтобы свести к минимуму негативные последствия для реноме государства.
Американские власти, отмечая, что Канберра вправе предпочесть субмарины посовременнее, тоже предпринимают шаги для урегулирования разногласий. При этом, выступая на торжестве, посвященном сражению 1781 г., президент-американец сослался на другие битвы, не упомянув союзников-французов, благодаря победе которых над флотом британцев Америка обрела независимость.
Политики, особенно конкуренты француза-президента, негодуют не зря. Доверию между странами-союзниками нанесен огромный и невосполнимый ущерб. Ожидалось, что конфликт будет урегулирован на Генеральной Ассамблее ООН 20 сентября. Все высокопоставленные представители Евросоюза выразили поддержку французам-партнерам. Но не это главное.
Вдруг Елисейский дворец снизил градус напряжения. Посла вернули в Вашингтон. Чтобы ликвидировать разлад, помимо удовлетворения ряда претензий, по-видимому, Австралийский Союз выплатит солидную денежную компенсацию пострадавшей стороне. Вероятно, не сорвется и торговое соглашение, дающее преференции южно-американским фермерам на европейском рынке.
Байден пообещал Макрону помощь в контртеррористической операции в Сахеле, регионе, где с 2013 г. находится французский военный контингент.
Но в Мали сейчас меняется ситуация. Судя по всему, к сотрудничеству с Бамако готовы и россияне. Им выгодно оно с экономической точки зрения и политической.
Укрепление их позиций расценивается как первая ласточка. За ней последует и что-то более серьезное в Центральной Африке. Это тревожит международное сообщество. На такие вызовы, как полагают эксперты, надо реагировать быстрее.
Французам приходится нелегко и в районе, находящемся намного ближе, чем африканская республика. Накаляется обстановка вокруг Джерси, англо-нормандского острова.
29 числа массово были отклонены просьбы о выдаче лицензий рыбакам-французам. Морское министерство потребовало от европейцев выступить единым фронтом против самовластия Британии. Но пока на словах.
Похоже, легче воевать с более слабыми оппонентами. Куда безопасней не выдать визы без объяснения причин алжирцам, марокканцам, тунисцам, а не английско-американско-австралийским друзьям, больше смахивающим на противников.
Погода в Москве